
от 22.09.2023 № 45-П проверена конституционность частей 7 и 8 статьи 25
Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой
Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской
области». Указанные положения признаны не противоречащими
Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд отметил, что проект генерального плана
муниципального образования в части включения в границы населенных
пунктов земель лесного фонда не считается согласованным до тех пор, пока
главой муниципального образования не будет получено заключение
уполномоченного федерального органа исполнительной власти, содержащее
положении о согласии с этим проектом, либо в согласительном или в
судебном порядке не будет разрешен вопрос о необоснованности несогласия
федерального органа исполнительной власти с этим проектом;
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан
направить главе муниципального образования заключение, содержащее
положения о согласии с этим проектом или несогласии с ним с обоснованием
причин такого решения, в установленный законом срок, а глава
муниципального образования вправе требовать его предоставления, в том
числе оспаривая в судебном порядке бездействие федерального органа
исполнительной власти, участвующего в процедуре согласования.
Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации
не исключают возможности в случае несоблюдения требования о таком
согласовании признать в судебном порядке решение представительного
органа муниципального образования об утверждении генерального плана не
действующим в части включения в границы населенных пунктов земель
лесного фонда.
Суд должен разрешать вопрос о неправомерности утверждения
генерального плана в части включения земель (земельных участков из
земель) лесного фонда в границы населенного пункта вариативно в
отношении отдельных таких территорий на основе баланса права на
благоприятную окружающую среду и правомочий Российской Федерации в
сфере организации рационального использования лесов, с одной стороны, и
прав частных лиц, включая право частной собственности, право на
осуществление предпринимательской деятельности, право на жилище, а
также потребностей социально-экономического развития муниципального
образования (и конкретного населенного пункта), с другой стороны, при
соблюдении нормативных требований к границам населенных пунктов.
Данное в настоящем Постановлении конституционное истолкование не
распространяется автоматически на решение вопроса о форме и порядке
согласования при утверждении документов территориального планирования
в других аспектах, кроме связанных с землями лесного фонда.