
Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура
разъясняет порядок исчисления срока исковой давности по спорам о
консервации объекта недропользования
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура разъясняет
порядок исчисления срока исковой давности по спорам о консервации
объекта недропользования.
Из статьи 11 Закона о недрах следует, что предоставление недр в
пользование, в том числе предоставление их в пользование органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется
специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование
недрами.
Лицензия на пользование недрами, помимо прочего, должна содержать
сроки подготовки технического проекта ликвидации и консервации горных
выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием
недрами, и проекта рекультивации земель (пункт 14 статьи 12 Закона о
недрах).
В соответствии с пунктами 8, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах
пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других
природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние,
пригодное для их дальнейшего использования, а также выполнение условий,
установленных лицензией или соглашением о разделе продукции,
своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Пунктом 9 статьи 23 Закона о недрах определено, что одним из
основных требований к рациональному использованию и охране недр
является соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации
горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с
пользованием недрами.
Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и
иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются в
соответствии с утвержденными техническими проектами ликвидации и
консервации (статья 23.2 Закона о недрах).
Закон о недрах не содержит норм, регулирующих срок, в течение
которого может быть предъявлено требование о возложении обязанности
произвести консервацию объекта недропользования.
Статья 1 закрепляет особый статус Закона о недрах, указывая, что
законодательство Российской Федерации о недрах основывается на
Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего закона и
принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных
нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации. В отличие от Земельного,
Лесного и Водного кодексов, которые прямо отсылают к гражданскому
законодательству в части регулирования имущественных отношений,
законодательство о недрах такого упоминания не содержит.
Таким образом, спорные правоотношения вытекают из
законодательства о недрах, носят публично-правовой характер, поэтому
нормы гражданского законодательства, регулирующие исковую давность, по
общему правилу неприменимы к указанным правоотношениям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Федерального закона от 10
января 2002 г. No 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-
ФЗ) иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие
нарушений обязательных требований, могут быть предъявлены в течение
двадцати лет.
Недра являются компонентом природной среды, а мероприятия по
консервации объекта недропользования направлены непосредственно на
предупреждение возникновения вреда окружающей среде, поэтому при
исчислении срока исковой давности возможно применение по аналогии
закона нормы пункта 3 статьи 78 Закона N 7-ФЗ к спорным
правоотношениям.
Аналогичная позиция сформулирована в судебной практике (например,
определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда
Российской Федерации от 20.09.2024 No 308-ЭС24-3980 по делу No А32-
23477/2023).